Прощай, ChryslerC 16 декабря в списке мировых автопроизводителей больше нет компании Chrysler. Название Chrysler Group LLC сменилось на аббревиатуру FCA US LLC, в которой от славного имени Уолтера Перси Крайслера осталась лишь заглавная буква. Теперь это просто американское подразделение глобального альянса Fiat Chrysler Automobiles, а в российском «переводе» это выглядит примерно как ООО «Автомобили Фиат-Крайслер Соединенные Штаты».

Сам бренд Chrysler, конечно, остается одной из товарных марок концерна, но — уже не флагманской, а иждивенческой. Ведь на сегодня в модельной линейке — лишь три модели (седаны Chrysler 200 и Chrysler 300 плюс минивэн Town & Country), а их совокупные продажи — наиболее скромные на фоне других американских брендов Dodge, Jeep и Ram. И это при том, что колоссальные усилия FCA US теперь будут направлены на продвижение в США своих европейских «падчериц» — марок Fiat, Alfa Romeo и Maserati. Почти уже отпущенной в «полусвободное» плавание Ferrari дополнительная раскрутка не требуется.

Так что накануне своего 90-летия имя Chrysler звучит уже совсем не гордо. Впрочем, с кризиса все и начиналось. Когда в начале 1920-х годов компания Maxwell — некогда третий по размеру американский автопроизводитель — столкнулась с серьезными трудностями, мистера Уолтера Крайслера к рулю фирмы пригласили в качестве «корпоративного хирурга» — этакого Карлоса Гона тех дней.
Жесткими мерами тот оздоровил-таки компанию, но попутно прибрал к рукам ее акции, а в 1925 году превратил фирму в Chrysler Corporation и начал давать автомобилям свое собственное имя.
Новоявленный концерн стремительно вошел в американскую «большую тройку» и даже пару раз выбивался и на вторую позицию. Начали появляться суббренды — «доступные» автомобили Chrysler Plymouth и «престижные» Chrysler Imperial. За ними последовали De Soto и Fargo. А самым удачным маневром стала покупка фирмы Dodge Brothers, вскоре переименованной Крайслером просто в Dodge.
В годы Второй мировой войны Chrysler получил госзаказы на танки, а позже — на ракеты, аэрокосмическую технику и многое другое. В свою лучшую пору — 60-70-е годы прошлого века — Chrysler, уже обросший брендами Valiant и Dart, скупил еще и приличную часть европейского автопрома: испанскую фирму Barreiros, французскую Simca, британский концерн Rootes. А нынешняя Mitsubishi Motors фактически обязана Крайслеру своим появлением на свет: автомобильное отделение концерна было образовано при непосредственном участии американского конгломерата.
Кризис 70-х годов Chrysler пережил благодаря управленческому гению Ли Якокки, избавившегося от заграничных и непрофильных активов. Но — только для того, чтобы в середине 80-х концерн стал акционером Maserati и выкупил у Renault «вечно четвертую» на американском рынке компанию American Motors (AMC) вместе с подразделением Jeep.
Ну а дальше поглощали уже сам Chrysler. После спада продаж в 90-х он в 1998 году стал частью концерна DaimlerChrysler, чтобы через десять не самых славных лет за бесплатно перейти к финансовой группе Cerberus Capital, пережить банкротство 2009 года — и вскоре стать частью концерна FIAT. C 2010 по 2014 годы итальянцы нарастили свою долю с 20% до 100%, воспользовались крайслеровской прибылью для собственной реорганизации и в начале этого года объединили компании в концерн FCA (Fiat Chrysler Automobiles), зарегистрированный в Нидерландах, но со штаб-квартирой в Лондоне.

Кому интересна изнанка автобизнеса второй половины 20 века очень рекомендую почитать книгу Ли Якокки "Карьера менеджера", прошедшего карьерную лестницу в Форд Мотор Компани с автосборщика до вице-президента и в 70-х перешедшего в Крайслер для того, чтобы вытащить его с банкротства.